воскресенье, 18 сентября 2011 г.

Герои нашего времени the Space Cossacks/the Madeira – почему их надо знать в лицо.



Нет ничего удивительного в том, что, едва начав свое знакомство с сёрф-роком, я сразу же подчистил свой старенький походно-боевой плейер, чтобы прочно подружить его с творчеством группы The Space Cossacks во главе с их главным «стратоказаком» Иваном Понграциком (оговоримся сразу, что перевод фамилии транслитерационный, как её произносят в англоговорящих странах). Этим разухабистым ревермерзавцам космического легиона имени Дика Дейла и Хэнка Марвина удалось сместить мне точку сборки прямо с первых же прослушанных треков – в то время цельных альбомов найти не смог, собирал по отдельным инстро-песням. Что-то было на разношерстных самопальных сборниках, кое-что слышал в записях программы (ныне, увы, не идущей, по-моему) Макса Темнова «Прогноз Погоды» (респект, кстати:). Когда же удалось добраться до двух космоказачьих LP-шек, произошел забавный курьёз. При рыскании на тему концертного видео в Сети поисковик с невозмутимостью солдата КНР закидывал роликами «какой-то там» банды с надписью «the Madeira» на бочке драммера, нахально переигрывающей все хитовые боевики «казаков» буквально один за другим. Для масштабных трибьютов вроде было рановато, поэтому ничего не оставалось, как подивиться наглости американтцев, прущих у американтцев. Однако только слепой не заметил бы (и глухой не услышал) той легкой виртуозности исполнения соло-гитаристом этих вещей, и, опосля ожидаемо закравшихся сомнений, пришлось выяснить – насколь же был невежественен, да исправить положение, благо на русскоязычных просторах ничего путного не нашлось. Итак, не повторяйте моих ошибок, и прошу знакомиться с одними из ярчайших представителей surf-revival 90х-2000х.

Акт Первыйthe Space Cossacks
Все, что можно выжать из немногочисленных страничек и форумов, это то, что группа была сколочена в начале 1996 года в стольном граде Вашингтон. Состав классический: Иван Понграцик – соло-гитара; Кэтрин Грэй – бас; Марк Инглиш – гитара; Дуг Хакстра – ударные. Если не считать бестовик «Never Mind the Bolsheviks», то имеем два альбома: «Interstellar Stomp» (1998) и «Tsar Wars» (2000). Завяжем на этом с сухой статистикой (не для этого пишутся строки сии) и начнем разбор полетов.
Театр начинается с вешалки, а the Space Cossacks – с Понграцика. Зная предысторию, становится ясно, что иначе и быть, по существу, не могло. Иван – хорват по происхождению (родился и вырос в Югославии), вот только фамилию его следует писать с приставкой «-младший». Чего ж еще ждать от парня, начавшего щипать струны в 13 лет под влиянием гитариста-отца, игравшего в нескольких кавер-группах, исполняя материал популярных тогда the Shadows (и близких территориально, в отличие от Ventures). По-настоящему с сёрфом Иван познакомился на первом курсе института (семья перебралась в США), изучая экономику, когда в руки к нему случайно попал сборник  the Challengers, по стилистике напоминавших тех же «Теней» (в то время они были практически единственной американской группой, делавшей каверы на материал the Shadows). В течение следующих восьми лет он успел переиграть в череде разномастных групп – хард-рок, металл, классический рок, альтернатива, прогрессив – что не мешало, однако, всё сильней интересоваться музыкой сёрф. Далее история раскручивалась по сверхтипичному сценарию: год 94-й – волна возрождения гитарно-инструментальной музыки; год 95-й – чёрт подери!, да даже если не умеешь играть на гитаре, попав на концерт финнов Laika & the Cosmonauts, сразу захочешь лабать сёрф, а тут – гитарист во втором поколении, «Шэдоуз» и все дела! Сам бог велел, при наличии творческой жилки (а она имелась, и ещё какая), искать музыкантов-единомышленников. Таковые и нашлись в округе Колумбия, город Вашингтон. В результате дальнейшей активной концертной деятельности «ол оува зе Амэрика» и студийной работы на свет появляются две вышеупомянутые пластинки (на лейбле MuSick Recordings, специализирующимся как раз на такой музыке), состоящие в большей степени из оригинальных композиций, а также потрясающе переигранной классики жанра (к примеру, «The Cossack» Jim Messina & His Jesters).
Критикоиды приняли их весьма и весьма тепло. Вот одно из ревью с Allmusic.com (перевод).

«…Несмотря на то, что альбом «Tsar Wars» являет собой в большей степени смешение техник и ходов кондового сёрф-рока 60-х, чем нечто новаторское, записан и сыгран он просто на ура. Уважения заслуживает не только тот факт, что львиная часть мелодий – оригинальные, но и со вкусом подобранный материал для каверов, таких, как малоизвестная композиция ([даже] для американцев) «The Crusher» превосходной австралийской сёрф-группы the Atlantics, впервые записанная в 1963 г. Приготовьтесь услышать здесь гармоничный коктейль из наиболее значимых исполнителей от сёрфа и инструментальной гитарной музыки, таких как Dick Dale, the Shadows и the Tornadoes. Присутствие тем с налетом научной фантастики и космической тематики, а также экзотических ближневосточных и латиноподобных мелодий, являющихся неотъемлемой частью стилистики сёрф-рока, гарантируется! Звучит все ясно и бодро, ревер на своем месте, исполнительское мастерство гитаристов на высоте, а в целом скоростная программа изредка перемежается с неспешными размеренными мелодиями, в которых угадывается гавайский след…»
Сдаётся мне, что именно Понграцик, во многом благодаря своему славянскому происхождению, избрал такую советско-космическую тематику для группы – получилась эдакая амальгама Spotniks/Tornados (не путать с американцами the Tornadoes) с Red Elvises. Впрочем, форма – дело, конечно, важное, но «казаки» берут именно содержанием. Фантастической гармонии собственные композиции на полном серьёзе претендуют на живую классику сёрфа – послушайте ошеломительную Navajo Star или Transylvanian Orbit (Ricochet – на пластинке «Мадейры») – и вы со мной согласитесь на все 100. Перечислять или отмечать понравившееся – дело бессмысленное, так как придется упоминать почти весь треклист. Однако, при переходе на конкретику, не смогу не черкануть о Transatlantic Orbit, ибо склонен считать этот сёрф-инструментал одним из самых-самых (и в инструментальной музыке вообще). Ритмичное вступление уже настраивает на верный лад – очевидная аллюзия на Journey To The Center Of Your Mind, яркому хиту 60-х группы Amboy Dukes (там начинал «белый хендрикс» Тэд Ньюджент). Ревер и эхо здесь в оптимальной дозировке (кажется «сухая» соло-гитара превалирует над «мокрой»), переход из тональности в тональность заставляет требовать ещё и ещё, ощущая себя истым сёрфоголиком. Несомненный бриллиант для коллекционеров правильных эмоций.
            Transatlantic Orbit в исполнении the Madeira.
Между прочим, музыка the Space Cossacks звучит в компьютерной игре Kelly Slater's Pro Surfer (аналог Тони Хоука). Для тех, кто собирает диски, приобрести их пластинку будет проблематично – тираж, вроде как, вышел, но в lossless-формате скачать не проблема, благодаря куче энтузиастов. Группа прекратила существование в 2000 году, по причине расстояний - у нас, думается, московская команда, в которой гитаристу или барабанщику пришлось бы ездить на репетиции из Новосибирска, просуществовала бы намного меньше. Но стоп, горланить лебединую песню не время - на подходе новый виток спирали.
           В 2010 они всё-таки собрались, чтоб отыграть серию концертов.

Акт Второй – the Madeira

Умные люди, находясь в творческом отпуске, следуют поговорке: лучший отдых, это смена занятия. Для старшего и младшего Понграциков это была возможность реализации давнишней мечты – создать кавер-группу почитаемых обоими the Shadows. Под вывеской the Troubadours (не смутившись, похоже, что есть уже такие англичане) они проводят 2000-2003 годы в концертах по стране, не забывая отметиться на наиболее значимых фестах типа «Shadowmania» (чаще всего Ивана можно видеть с его гитарой Fender Stratocaster - '89 Strat Plus, modified to vintage specs (fiesta red), как у Хэнка Марвина). Ко всему прочему, Понграцик-младший пишет статьи-обзоры, посвященные конечно же его любимому стилю. Но настоящие хищники без мяса долго не протянут, и Иван, скучая по былым временам «казачества», все это время вынашивал планы возрождения того мощнецкого сёрфового саунда. Сперва обратив в свою веру барабанщика «Трубадуров» Дэйна Картера, позже доукомплектовав состав басистом Тоддом Фортиром и ритм-гитаритом Патриком О’Коннором, ему опять таки удалось создать классическую и, в то же время, супер-группу. Любопытно, что с Понграциком Картер познакомился, слушая его лекции по экономике (Иван – преподаватель, имеет звание доцента в этой области, в Cети много роликов с его публичными выступлениями  преподаватель,шая его лекции по экономике (Иван имеет звание доцента в этой области)) авты в их числе).
Опыт и техничность Картера совместно с Фортиром, взрывной пульсирующий ритм О’Коннора стали идеальной поддержкой композиторскому и исполнительскому мастерству Понграцика. То был год 2004-й, спешите слышать – the Madeira. Внимая в очередной раз европейским корням Ивана, группа избирает восточную символику под шёпот средиземноморья  – это явственно прослеживается как в названии композиций (и оформлении альбомов), так и, в первую очередь, в МУЗЫКЕ новорожденного коллектива.
                           Обложка Carpe Noctem.
Сходство с подходом Рика Монсура, более известного как Дик Дейл, здесь складывается в ещё один большой плюс. Кому интересно: Мадейра – это самый крупный из группы португальских островов в Атлантическом океане у северо-западных берегов Африки. Тэкс, идём дальше: одна из почитаемых Иваном групп – the Atlantics, он по сей день не устаёт отдавать им дань уважения на альбомах – ох не случайны эти совпадения. А, если даже и случайны, то мне нравится думать именно так. Если, прослушав The Space Victory Theme или Moroccan Adventures, кому-то показалось, что восточная тема была раскрыта не полностью, то после знакомства с двумя альбомами «Sandstorm» (2005) и «Carpe Noctem» (2008) такие сомнения будут расцениваться как моветон. Подобное волшебство, когда последующий альбом как минимум не хуже предыдущего, присуще очень немногим (в этом «Мадейра» солидарна с «Лающими Космонавтами», например). В подтверждение сему – многочисленные восторги муз-обзоров в Америке-Европе, потрековое (!) ревью знаменитого Фила Дерта да присуждение Carpe Noctem звания альбома года по версии британского издания Pipeline Magazine. На данный момент готовится к выходу грандиозный документальный проект «Sound Of The Surf» (http://www.soundofthesurf.com), в съёмках которого приняли участие и музыканты the Madeira. Восточные мистерии, посвящение в церковь Препадобнаго Даблпикинга, вечнопульсирующее звуковое помазание. Электро-акустические номера становятся еще интереснее с использованием классической гитары, напоминающей о музыке Хосе Фелисиано и Пако Де Лусии… впрочем хорош трындеть, все бегом на прослушивание Sahar!!!
Домашняя страница группы: http://themadeira.net/
Р.S. По всему видно, что «мадейровцы» находятся на этапе подготовки нового альбома, о качестве которого говорит эта мелодия.


Автор: Denk Ковалев (Bamboo Boogie Boots, http://vk.com/bambooboogieboots, Москва)

3 комментария:

  1. Спасибо, почерпнул много нового.

    ОтветитьУдалить
  2. Классно написано! и главное - полезно! Мне стыдно( ибо считая себя большим поклонником Казаков довольствовался многократным переслушиванием этих 2 (+бест) пластинок. Но Информации действительно не так уж и много,, А вот про Мадеру даже и не слышал!!! кидаюсь знакомиться ! вообщем - спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо) На данный момент у the Madeira вышли еще 2 альбома - Tribal Fires (2012) и концертник Sonic Cataclysm (2014) - маст хэв!

    ОтветитьУдалить