четверг, 30 июня 2011 г.

SHOCKWAVE – цыгано-испанщина, утерянные легенды и сёрф в припляску с фарфисой и сандалиями.



…Все дело заключалось в том, чтобы все время оставаться на истинном пути – никаких джемов, на которые пошла мода после Вудстока, похоронившего всё, когда каждый второй хиппарь возомнил себя Джоном Колтрейном. Я обожаю старые сёрф-инструменталы за их конкретность. Всё зиждется на мощном лейтмотиве, красивой запоминающейся мелодии основной темы…
Dave Wronski.

Осторожно, в тексте наличествует обилие слов с корнем «сёрф».
Denk.

Небольшое необходимое вступленьице.
Как известно, в музыке сёрф, в отличие от других стилей, от каверов никуда не спрятаться и не убежать, а большинство контемпорарных групп, преимущественно в юэсэй и близлежащих материках-континетах, произрастающие там как радиационные поганки после дождичка – не в пример нашему русскому брату, никуда, собственно, и не желают убегать, довольствуясь малым. Этот факт очень подстегивает молодые коллективы и является делом достойным, если к нему подходить с известной долей изобретательности и шибко не злоупотреблять. Между прочим, легендарнейшая пластинка «Джонайтрайдеров» (Jon and the Nightriders) «Surf Beat '80» состоит процентов на 80 из хитов Дика Дейла, Bel-Airs и пр., что, однако, не мешает ей (и совершенно справедливо!, но это уже отд. статья:) быть основополагающим звеном в развитии сёрф-движения, и это ж ещё до, прости господи, Пульп Фикшена, во времена господствующей педерасни синти-попа! Что ни говори, а попасть на концерт сёрф-инструментал команды и не услышать хотя бы одного узнаваемого шлягера навроде Hawaii Five-0 или Surf Party лично для меня было бы, по меньшей мере, странновато. Исходя из этих глубокомысленных соображений, группа Bamboo Boogie Boots и выстраивает свои концертные программы. А, так как помимо всем известных мелодий (причем некоторые уже успели набить оскомину) мы питаем любовь ко всяким редким вещицам, пылящимся на виртуальных чердаках коллекционеров, то возникли мысли предпринять небольшой экскурс по местам боевой славы забытых подвигов сёрф-пионеров. Своеобразный трибьют заочным учителям и невидимым соратникам, так сказать.
 Этот небольшой обзор имеет целью подытожить все сведения, касающиеся забытого инструментала 60-х - Shockwave. Рискну предположить, что здесь замешана игра слов – незамысловатое название приобретает второй смысл при переносе на сёрферскую тематику при буквальном прочтении. С оригинальной записью, оцифрованной с винила, я познакомился благодаря интересной серии сборников «Lost Legends of Surf Guitar». Как грится, особо рекомендую. Об авторах сего творения, весьма (если не сказать больше и матом) малоизвестной группе Zorba and the Greeks, удалось раскопать следующее.
 Zorba and the Greeks (фото 1966 г.), слева-направо: Chris Johnson, Dennis Senff, Jeff Jones, Frank Murphy and Chuck Myin.
Это квинтет (гитара, бас, ударные, саксофон, орган), состоящий из – судя по единственному найденному фото тех лет – 15-16 летних (!) отроков, позирующих в сандалиях и воскресных маминых простынях, что твоя любимая тога, мой Цезарь, натянутых поверх одеяний, которые древние зорбы, греки и даже некоторые римляне именовали не иначе как туника. Хотя надо отдать должное, как говорил Фрэнк Бегби, у чуваков есть, мля, стиль. Это поставим на вид и на заметку участникам сёрф-вакханалии Bamboo Boogie Boots и мне в их числе:) Стоит отметить, что на фото костюм клавишника явно отличается от остальных, вполне возможно, что Зорба-пахан – это он. А вот про книжку и одноименный фильм отмечать не буду, ну назвались в честь неё молодые музыканты, и буде.
 Ну поехали, открывает мелодию ставшая классической виттова пляска-тряска фендеровского reverb unit’а; хо-хо – ребята пустили в ход тамбурин – молодца:) Разгоняемся и получаем на выходе нечто, граничащее с психоделией (которая к тому времени будет уже набирать обороты), органное соло в середине – в подтверждение моим словам. Чемоданчик Farfisa Compact поистине фантастическая штука, особенно в руках профи, что доказали нам четверо финнов-чародеев, назвавшихся в честь первой (официально) советской собачки-космонавта. Учитывая возраст «Греков», звучат они более чем убедительно. Испанский ход при поддержке бубна-тамбурина способен вызвать (особенно, если принять на грудь) какие-то, чёрт возьми, процыганские настроения, в особенности, если во время этого прижать руки к груди и начать покачиваться, душераздирающе подвывая в припеве – Ай-нэ нэ-нэ-нэ нэ-нэ… Так, если дальше я начну живописать медведей в цепях, восседающих на гладильных досках, этот обзор рискует быть недочитанным, посему продолжаем.
С «Шоквейвом» история схожа с гораздо более популярной композицией (да что там, настоящим хитом) – Baja группы the Astronauts, возникшей на пике популярности «первой волны». Написанная их продюсером Ли Хейзлвудом и исполненная в оригинале с типичной аранжировкой «под сёрф» - ревер-гитара, характерные «пузыри» на ритме (drench по-ихнему), все остальные пироги. Shockwave (не забывайте, речь идет о умеренно-культовом инструментале) также придумана и записана группой, лишь косвенно связанной непосредственно с сёрф-культурой, в чем и заключается парадоксальность ситуации. Окромя распесоченной мелодии, в сети можно отыскать еще несколько записей Zorba and the Greeks (например http://www.youtube.com/watch?v=YoQc9xUSuB8) – по большому счету, это тщетные попытки удержаться на плаву под гигантским оползнем, имя которому Британское вторжение. Среди сёрферов, выживших в этом стихийном бедствии, стоит между делом упомянуть the Beach Boys, в качестве непоучительного примера. Непоучителен он тем, что вышеназванным товарищам ничего не осталось, как положить на «пляжную музыку» один большой и длинный сёрфборд. Спасибо всяким Холлизам, Сёчерзам и Сами Знаете Кому. NB. Здесь и далее автор не пытается навязывать свое мнение, тем паче, что равно уважает Всех Упомянутых.
В заключение добавим, что этот музыкальный коллектив в 2007 году, по информации из сети (сайта у них, конечно, нет), предпринял попытку собраться на некоторое время в поредевшем составе вновь, они даже отыграли концерт в какой-то баптистской церкви или что-то типа этого. В общем, эту сентиментальность я вставил сюда для мебели и для порядка, т.к. сам не в восторге от всех этих стариковских реюнионов, вона по всей Москве плакаты с мумиями Манзарека и Кригера поразвешены, «стой и смотри – концептуализьм внутри», ну не прелесть ли?))
В нашей интерпретации Shockwave можно услышать на страничке http://vkontakte.ru/club11555207 (раздел аудио) - это одна из старых сессионных репетиций в зимнем гараже (кавкианство по-русски – вечно мёрзнущие мать-их-сёрферы:) – мы сторонники записи подобных вещей вживую, на максимальном темпе, одним дублем, с целью сохранения целостности атмосферы, хотя подходов несусветное множество. Хорошенько порывшись в сети, можно натолкнуться на ещё несколько версий – например в исполнении испанцев Los Derrumbes, также я как-то слышал вариацию с духовыми, правда, не помню кого.
Если кому известно что-то ещё – пишите. Предложения типа – переделать формат для кодируемых раритетных записей с «*.wave» на «*.shockwave» - горячо приветствуются.

Автор: Denk Ковалев (группа Bamboo Boogie Boots, http://vk.com/bambooboogieboots)

Комментариев нет:

Отправить комментарий