понедельник, 23 июля 2012 г.

Песня Барсука - Man is a bad animal.


Все именитые представители серф-рока, как существенной части инструментальной музыки, не забывают при случае указать на превосходство музыки над текстом (в нашем случае он полностью отсутствует). Не секрет, что многие инструментальные композиции (не саундтреки, конечно) получают названия по функции random мозга придумывающего, если это не стеб и не желание угодить общей концепции альбома. Иногда случается, что название четко отражает эмоциональный настрой, который хотел передать автор.
Так ли это в случае мелодии «Песня Барсука» с альбома «Реанимация» (2005 г.) группы «Гражданская Оборона» – попытаемся кое-что прояснить и пробежимся в направлении от музыкальной составляющей до эмоционально-смысловой.
Немного предыстории. О «ГО» сказано и написано очень много статей и отзывов – как восхвалений, так и критики, достаточно однотипных, есть просто потешные (http://www.gr-oborona.info/pub/review/slo_sdru/index.html), но большинство зацикливается на образности и текстовом посыле Егора Летова. Это, в силу отечественного менталитета, вполне объяснимо, к тому же присутствующие на альбомах инструментальные треки и всяческие «длинноты» воспринимаются как достаточная, но не необходимая связка между основной частью, или, того проще, как способ доукомплектовки хронометража пластинки.
Были и «Поезд на Малую Землю», и «Жекка уже в Гамбурге» (aka «Про голографических соловьев»), вкупе с всецело инструментальными по подходу «Невыносимой легкостью бытия» и «Солнцеворотом». Об «альбоме 93 года выпуска» и его побочных продуктах вроде Psychedelia Tomorrow, я тактично промолчу, во избежание надобности уж слишком много приплетать из области ничуть не менее интересного жанра.
Во второй половине 90-х из-за ухода Константина Рябинова (соло-гитара, клавишные, нойз, шумы и собственное творчество, из-за чего, видимо, и покинул) группа рисковала ощутимо потерять в саунде, если бы судьба не свела Егора Летова с гитаристом Александром Чеснаковым, основным проектом которого до «ГО» была блюз-роковая группа «Коллекция Бабочек».

 Итак, что же представляет собой вышеназванный инструментал.  Несмотря на вечные проблемы с записью студийных барабанов (Летов частенько сам на это пенял) и, как следствие, использование разного рода причудливых вариантов, вплоть до электронных ударных, на записях все это искусно компенсируется как оригинальными, так и проверенными временем «фишками». Вот и здесь, с самого начала, задающей ритм бас-бочке вторит тамбурин, а плотности звуку добавляет отдаленно звучащий орган. Быть может это тот самый Юность-70, на котором был записан «Сто Лет Одиночества»? Впрочем, он запрятан в общем миксе, я могу и ошибаться. Сейчас времена изменились, и записи некоторых молодых групп категории DIY уже сложно назвать дилетантскими, а музыка «ГО» (особенно последними релизами) определила большое будущее этому принципу.
Навскидку сразу и не скажешь, что за цепочкой всех гитарных обработок скрывается Gibson Les Paul Чеснакова. Небольшое количество vibrato/tremolo в оконечнике – единственные грустные нотки, проскальзывающие в житейски-воинственном (по выражению Автора) «Барсуке». При желании можно услышать частички the Beatles (I Should Have Known Better) или вездесущего «Surf Rider-а», либо гораздо менее известных мелодий  европейских/японских/советских инструментальных ансамблей 60-х. Будучи настоящим коллекционером, Егор обладал музыкальным мышлением с широким спектром применения, и уместное цитирование было лишь одним из отточенных приемов. В середине трека соло-гитара некисло расцветает ярким стерео-букетом, 30 секунд – полет нормальный! Закономерно всплыл в голове альбом Джо Сатриани «Surfing with the Alien», стилистика, знаете ли. Думается, Александру удалось реализовать талант соло-гитариста именно в симбиозе с Летовым в составе «ГО» на концертах, и, особенно, в студии (пример: вроде бы малость, но частично перезаписанные партии гитар в «Наши» со «Сносной Тяжести…» существенно смещают акценты в сторону изначальной задумки).
Песни животного или ребенка в состоянии контакта с абсурдностью бытия… Земная фауна включает в себя как сильных, так и слабых, но сами они таковыми себя не осознают, по крайней мере, мы так считаем. В пограничных состояниях, которые всегда манили людей искусства, в человеке почти не остается места для силы или слабости – их заменяют животные инстинкты, зловещая случайная программа. Первобытный рок’н’ролл… Иногда это смешивается с обыденной повседневной реальностью, у кого-то изредка всплывая из подсознания, у кого-то – плотно засев в голове в виде незыблемого императива или фамильных традиций – наследства поневоле от отцов-дедов.
Параллельно существуют более приземленные и объяснимые, на первый вгляд, вещи, вроде современных охотников, убивающих ради спортивного интереса, патологически испытывающие кайф от убийства, ненависти к которым Летов никогда не скрывал. Но ноги у этих вещей растут как раз оттуда, откуда они растут у национальных праздников(!)/ритуалов какой-нибудь Дании или Японии, посвященных массовым убийствам китов и дельфинов. Вы можете сами себя проверить – читая, к примеру, главу «Ганнибала» Т. Харриса, в которой Доктор Лектер освежевал охотника на оленей в точном соответствии со средневековой гравюрой – задайтесь вопросом, на чьей стороне ваша симпатия? Хотя дело здесь, отчасти, может быть и в писательской уловке.
Паулюс Поттер - Наказание Охотника.
Есть такой научно-популярный фильм «Жизнь после людей», в нем живописуется процесс полного исчезновения продуктов жизнедеятельности человечества (причина исчезновения самих людей не оговаривается). Ирония заключается в том, что Биосфера нуждается в человечестве, как оное – в пятой ноге, и через каких-нибудь несколько десятков миллионов лет природа и не вспомнит о такой досадной мелочи. Проводя параллель с музыкальным творчеством – в хорошей песне мелодия всегда является самодостаточной, как бы ни был хорош текст. Именно поэтому выходят в свет инструментальные обработки the Beatles или the Who, а рок-иструментальщики во главе с the Ventures/the Shadows посвящают этому целые альбомы. И именно поэтому проницательные люди воспринимают Егора Летова в первую очередь, как гениального музыканта и компилятора.
Возвращаясь к «Песне…», так и хочется закончить прямой цитатой, отрывком из «Кот Внутри» Уильяма Берроуза. И, да, кстати, «Песня Барсука» вполне себе претендует на лучшую инструментальную запись современной российской рок-сцены, включая и серф, таки неплохой стимул, господа:)
«…В школе Лос-Аламос, где потом сделали атомную бомбу и не могли дождаться, чтобы сбросить ее на Желтую Жемчужину, на бревнах  и камнях сидят мальчишки, что-то едят.  Поток на краю склона. Учителем был южанин, смахивающий на политика. У костра он рассказывал нам истории, извлеченные из расистского помойного ведра коварного Сакса Ромера: на Востоке – зло, на Западе – добро.
Неожиданно рядом появляется барсук – не знаю, зачем он пришел – просто веселый, дружелюбный и неискушенный; так ацтеки приносили фрукты испанцам, а те отрубали ацтекам руки. Тут наставник бежит за своей переметной сумой, вытаскивает кольт сорок пятого калибра, начинает палить в барсука и ни разу не может попасть в него с шести футов. Наконец он подносит пистолет на три дюйма к барсуку и стреляет. Барсук катится по склону в воду. Я вижу его, раненого, его печальную сморщенную мордочку, как он катится по склону, истекая кровью, умирая.
- Когда видишь зверя, его надо убить, верно? Он ведь мог укусить какого-нибудь из мальчиков.
Барсук просто хотел поиграть, а его пристрелили из 45-го калибра.
Соприкоснись с этим. Почувствуй себя рядом с этим. Ощути это. И спроси себя, чья жизнь дороже? Барсука или этого злобного белого мерзавца?
            Как говорит Брайан Гайсин: "Человек – скверное животное!"…»

============================================================
Автор: Denk Ковалев (Bamboo Boogie Boots, http://vk.com/bambooboogieboots, Москва)

Комментариев нет:

Отправить комментарий